КОНФЕРЕНЦИИ Архив
Морской образовательный форум -2017: учеба и работа морякам


Крупнейшим морским событием апреля стал Международный форум по вопросам образования, подготовки и трудоустройства моряков Национального университета «Одесская морская академия». Это уже пятый смотр сил и собрал он представителей морских компаний и учебных учреждений из 20 стран мира, чтобы обсудить глобальные проблемы судоходства и морского образования.

Международный форум укрылся от дождя и мокрого снега на пассажирском комплексе Одесского порта, где развернулась выставка мореходок и кадровых агентств, на которой любой желающий мог познакомиться с условиями крупных иностранных компаний, морских учебных заведений, узнать о последних достижениях в области морских технологий. А также поучаствовать в конференциях, где иностранные специалисты делились опытом и наработками в сфере морского образования.

Как курсанту пройти плавательную практику

Наануне выставки в Одесской морской академии обсуждали проблему улучшения плавпрактики курсантов с иностранными гостями форума. Чтобы получить рабочий диплом, курсантам надо год наплавать. Как сообщил Михаил Миюсов, ректор НУ «ОМА», поправки к Закону «Об образовании», предусматривают увеличение этого срока, что не совсем корректно. Крюинги и судоходные компании предпринимают все шаги, чтобы кадеты смогли пройти курс практической подготовки. Раньше была возможность проходить плавпрактику на учебных, тренировочных судах. Но поддерживать их мореходка не в состоянии, - отметил Михаил Валентинович. - Государство тоже не выделяет средства на их содержание. Поэтому практику на этих судах можно проходить не больше месяца, так как они стоят возле причала и не могут быть отправлены в море.
Игорь Сафин, директор «V.Ships Ukraine» отметил, что компания берет на плавпрактику 360 кадетов в год, из которых половина становятся офицерами. А также инвестирует в Академию для подготовки высококвалифицированных специалистов. Морская академия сотрудничает с 250 кадровыми компаниями, которые помогают в организации учебного процесса. И возможно, могли бы помочь с этой проблемой.
В европейских странах тоже есть проблемы с плавпрактикой, которые решают различными способами. Например, в Голландии оснастили 48 судов двойными мостиками с целью улучшения производительности и маневренности судов. Провели полную замену тренировочных судов. Установили симуляторы в вузах. Между учебным заведением и судоходными компаниями заключается договор на отправку кадетов в рейс. Однако Ассоциация судовладельцев не всегда помогает решать проблемы морских учебных заведений. И все равно не все курсанты могут трудоустроиться. Так на 8 судов всего 2 кадета получают место.
В Норвегии проблему с плавпрактикой предложили заменить уменьшением количества рабочих часов в день. Что Международная морская организация считает недопустимым.
Поэтому представители Международного морского совета работодателей предложили объединиться всем правительствам судоходных стран в поисках решения.

Внимание на профессиональную подготовку преподавателей морских вузов


В рамках образовательного форума были обсуждены вопросы улучшения подготовки моряков. С докладом выступил Капитан Джон Ллойд, вновь избранный Секретарь Морского института Великобритании ( Nautical Institute), отметив, что в Англии созданы все условия для подготовки моряков. Эффективно работает программа “Go to Sea”. Судовладельцы и менеджеры понимают необходимость прохождения плавпрактики молодыми моряками. В то же время усилия направлены и на подготовку специалистов на берегу, менеджеров и обслуживающего персонала.
Mr. Джон Ллойд высоко оценил уровень подготовки украинских моряков, которые имеют хорошую репутацию в мире. Тем не менее, призвал вкладывать деньги в их образование, и готовить профессиональных преподавателей. На это направлена и работа украинского отделения Морского института Великобритании ( Морского института Украины), которым руководит профессор Владимир Торский. Филиал института в Украине занимает особое место, как одно из самых сильных отделений в мире, которое объединяет не только моряков Одессы, но и Украины, - отметил специалист.
Представитель индийского судового менеджмента Pradeep Chawla также отметил хороший уровень образования украинских моряков, которых с удовольствием берут в смешанные экипажи, благодаря работоспособности, умению быстро реагировать и решать ситуацию и находить точки взаимопонимания.

Симуляторы не заменят плавпрактику, но облегчат ее прохождение
Глава отделения сертификации моряков Министерства экономразвития Грузии Нино Горгошадзе подняла вопрос об оснащении морских вузов симуляторами и необходимым оборудованием для подготовки для моряков.
- Это необходимо в современных условиях для качественного образования, - отметила Нино. – Но в то же время симуляторы не заменят практики в рейсе, где кадеты сталкиваются с морской реальностью, различными ситуациями, которые учатся решать. Поэтому нужно проблему рассматривать комплексно. Симуляторы не заменят плавпрактику, но облегчат ее прохождение.
Нино поделилась опытом работы, когда за несколько лет грузинским морякам, которые были исключены из Белого списка ИМО, удалось реабилитировать себя. По ее словам, была взята под контроль сертификация, внедрена электронная система, преодолена коррупция. Грузии это удалось, - с достоинством заключает Нино Горгошадзе.

Получаем качественное морское образование

У стенда Дунайского института (филиал НУ «ОМА» в Измаиле) знакомимся с курсантом Александром Василенко, который жил в Одессе на улице Дидрихсона, напротив Морской академии, а для учебы выбрал Измаил.
- Я очень доволен обучением, прекрасный преподавательский состав, тренажеры способствуют получению навыков, - утверждает Александр. – Стоимость контракта и сертификатов дешевле, и уровень знаний очень высокий. Нам дают не только теорию, но и помогают пройти плавательную практику. Я уже сделал несколько рейсов на танкерах международной компании. Конкурсы в кадровых агентствах Одессы мы проходим легко.
Дунайский институт НУ «ОМА» дает морское образование по специальностям «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок».
- У нас учатся ребята в основном из южных регионов Украины, - говорит директор Дунайского института НУ «ОМА» Валентин Чимшир. – Приходят выпускники одесских, николаевских, херсонских мореходок для получения степени магистра. Есть девушки. Катерина Ермаки получила диплом механика, работает на судне, продолжая династию моряков.
Потенциал вуза растет. Начинали мы в 2002-ом, полтора десятка лет назад с 32 курсантов стационара, сегодня у нас 1080 человек, - отмечает руководитель. - Привлекательность увеличилась за счет улучшения материальной базы и использования потенциала людей, которые работают в морской индустрии: привлекаем моряков, специалистов пароходства. Больше стало преподавателей с научными степенями, что также влияет на качество знаний курсантов.

Объединили профессионалов
Широкий спектр обучающих программ и консультационных центров представлен был на образовательном форуме. Например, Crisis Response centre предлагает тренинги по кризисным ситуациям на море, обучая как обеспечить свою безопасность и комфортный психологический климат. Программа «Благополучие на море» направлена на преодоление социально-психологических барьеров во время карьеры на борту и в жизни.
Как отметил первый заместитель министра образования и науки Украины Владимир Ковтунец, форум еще раз подтвердил, что Украина является действенной морской державой, важным игроком на мировом рынке образовательных услуг в сфере мореплавания.
Подводя итоги образовательного форума, Михаил Миюсов отметил, что главная цель была объединить профессионалов разных уровней.
- Конференция и выставка объединяет профессионалов, которые работают в одной области. Этим мы отличаемся от, может быть, очень значительных выставок и мероприятий, которые происходят в мире. Но они очень широкие, обычно посвящены в целом, судоходству, портам, технике, и часто там каждый специалист знает только свое дело. И не слышит другого. А здесь все участники говорят на одном языке.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук
Сайт поддерживает Interlegal