БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО
Внимание!
С помощью рекламы, помещённой в книгах серии "Безопасность и качество", вы сможете точно, оперативно и эффективно
представить свой бизнес потенциальным партнерам.
Предложения направляйте по адресу: "torskiy@farlep.net".
По вопросам заказа книг обращаться по адресу: Украина, 65014, г.Одесса, ул.Канатная,42, офис 222.
Морская техническая библиотека. Зав.библиотекой- Гончарук Ирина Макаровна.Тел./факс:(048)711-70-21, моб.8-039-738-19-29
Обеспечение безопасной эксплуатации балкеров
Автор Топалов В. П., Торский В.Г., Березовский П. Е.
Издательство Астропринт
Место издат. Одесса
ISBN 966-549-509-7
Год 2001
Стр 296
Краткое описание
На основе обобщения и систематизации материалов преимущественно зарубежных источников приведены практические рекомендации и типовые перечни действий и процедур по безопасному и эффективному выполнению производственных операций, характерных для судов-навалочников. Рассмотрены причины аварий балкеров и меры, направленные на их предотвращение.
Книга предназначена для судоводителей транспортного флота и может быть использована в качестве учебного пособия слушателями факультетов повышения квалификации высших морских учебных заведений.
Содержание
Предисловие
1. Классификация и основные характеристики балкеров
2. Подготовка судна к приходу в порт погрузки
3. Погрузка/дебалластировка балкера
4. Грузовые документы
5. Определение количества погруженного груза
6. Перевозка грузов
7. Вентилирование трюмов
8. Выгрузка/балластировка судна
9. Балластный переход
10. Управление балластными операциями
11. Предпосылки и причины аварий балкеров
12. Документы и рекомендации ИМО по повышению безопасности балкеров
13. Мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций на судах-навалочниках
14.О контроле в портах за выполнением на судах требований международных конвенций
Приложения
1. Типовые и контрольные перечни действий и мероприятий по обеспечению эксплуатационной безопасности балкера
2. Контрольный перечень действий и руководство по обеспечению безопасности при погрузке/разгрузке балкеров
3.Кодекс безопасной практики погрузки и разгрузки навалочных судов
4. Основные характеристики навалочных грузов
5. Руководство для офицеров, несущих навигационную вахту
6.Контрольный перечень действий: подготовка к приходу в порт/отходу из порта
7. Руководство по выполнению якорных операций
8. Руководство и контрольный перечень действий при плавании с лоцманом на борту
9.Контрольные перечни действий при чрезвычайных обстоятельствах (1-6)
10. Оценка пригодности грузов для безопасной перевозки
11. Судовые расчеты
12. Определение количества погруженного груза по осадкам судна
13. Таблица сопоставления символов классификационных обществ
14. Объекты проверки балкеров инспекторами PSC в портах Австралии
15. Чек-лист проверок балкеров на соответствие требованиям МКУБ в портах США
16. Терминология для составления аварийных актов
Использованные источники
Введение
Суда для навалочных грузов (bulk cargo carriers) часто называют "рабочими лошадками" (work horses) мирового торгового флота. Более 5500 судов этого типа эксплуатируются под разными флагами в настоящее время, их суммарный дедвейт равен 230 млн. тонн и составляет 33% мирового морского тоннажа, а количество перевозимых ежегодно разнообразных грузов исчисляется сотнями миллионов тонн. Появление на морских просторах балкеров было вызвано общественной потребностью: с давних пор известно изречение "Грузы рождают судно", ставшее в наши дни отправным пунктом для проектировщиков, судостроителей при разработке и постройке новых видов специализированных судов. Действительно, все увеличивающиеся в послевоенный период грузопотоки таких массовых товаров, как зерно, уголь, руда, удобрения, должны были вызвать к жизни транспортные средства, максимально приспособленные для обеспечения их сохранной и безопасной перевозки морским путем. Исходя из анализа потребностей международной торговли, были созданы суда специфической конструкции - балкеры разных видов (узкоспециализированные - зерновозы, рудовозы, широкой специализации, комбинированные - балкеры-нефтевозы, балкеры-контейнеровозы и др.), которые прочно заняли подобающее место в мировой судоходной индустрии. Совершенно очевидно, что сейчас без услуг балкерного флота мировая торговля и промышленность были бы парализованы.
Наряду с быстрым количественным ростом балкерного флота, увеличением размеров навалочных судов (около 4700 балкеров имеют дедвейт свыше 20 тыс. тонн) появились тревожные симптомы в отношении безопасности эксплуатации судов этого типа. Так, по данным ИМО, в период 1990-1997 гг. по разным причинам в море погибло 99 балкеров, унеся с собой жизни 654 моряков. Другими словами, ежегодно терпели аварии и погибали или пропадали без вести 12 балкеров. Такая высокая аварийность недопустима на фоне современных достижений в области судостроения, технологии перевозок, навигации, управления грузовыми операциями.
В связи с этим проблемами безопасности балкеров продолжительное время занимается ряд международных организаций, в том числе ИМО, Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО), Международная федерация ассоциаций морских капитанов (МФАК), страховые компании и клубы, научно-исследовательские институты, а также опытные специалисты: капитаны, судостроители, сюрвейеры.
В результате анализа обстоятельств аварийных случаев, специальных исследований и экспертиз были установлены основные причины высокой аварийности балкеров, способствующие ей факторы, и на этой основе разработаны и рекомендованы для использования в практике различные мероприятия, процедуры и документы, направленные на повышение безопасности и эффективности эксплуатации балкерных судов в современных условиях. Обобщая эти материалы, можно прийти к выводу: балкер как специализированное судно для перевозки массовых грузов навалом в силу особенностей конструкции, перевозимых грузов и методов эксплуатации требует от экипажа постоянного заботливого обслуживания, умелого управления грузовыми и балластными операциями, систематического контроля состояния груза и прочностных характеристик судна, готовности людей к оперативным и правильным действиям по предотвращению аварийных ситуаций.
К сожалению, такая ценная информация сейчас "рассеяна" в многочисленных источниках: десятках публикаций в морских изданиях различных стран, материалах семинаров, отчетах и резолюциях ИМО и других организаций, книгах и т.п.
Несмотря на то, что ИМО в последние годы приняло и рекомендовало к использованию на практике ряд документов, обобщающих полезные результаты и предложения, представленные учеными и моряками (гл. XII СОЛАС, Кодекс погрузки/выгрузки, МКУБ), все же многие сведения о зарубежном опыте, современных представлениях, инструментах и рекомендациях в области безопасной эксплуатации балкерных судов остаются по разным причинам почти недоступными для морских специалистов Украины.
Несомненно, что отмеченный информационный вакуум существенно ограничивает возможности повышения профессионального уровня капитанов и их помощников и применение в практике служебной деятельности на отечественных балкерах рекомендаций и процедур по безопасному выполнению судовых операций, принятых в мировом флоте. Отсутствие необходимого информационного обеспечения особенно неблагоприятно для специалистов, младших офицеров, недавних выпускников морских учебных заведений, начинающих службу на балкерах, малоопытных, а также для лиц, намеревающихся работать по найму на судах этого типа под иностранным флагом.
На эту категорию читателей и рассчитано, в первую очередь, настоящее пособие. По замыслу авторов, оно должно до некоторой степени уменьшить существующий пробел в информации практического характера, нужной судовой администрации для обеспечения безопасности людей, грузов, судна в различных условиях эксплуатации. С этой целью в него включены в систематизированном виде наиболее существенные для практики современные материалы, опубликованные в изданиях ИМО, крупнейших классификационных обществ, авторитетных научных и морских организаций. Главное место здесь отводится практическим рекомендациям и процедурам по эффективному обслуживанию судна, безопасному выполнению судовых операций и работ, характерных для балкера. В частности, приводятся широко используемые в мировом флоте "Типовые перечни" (Checklists), содержащие систематизированный перечень необходимых действий судоводителя в различных производственных ситуациях.
Такие перечни действий не являются инструкциями или стереотипами, которым обязательно нужно следовать при определенных обстоятельствах. Вместе с тем они могут служить своеобразным "путеводителем" при выполнении различных операций и призваны помочь судовым командирам, особенно молодым, выработать у себя необходимые навыки правильных действий, избежать ошибок, промахов и неверных решений в сложной обстановке. В конце книги рассмотрены факторы, способствующие возникновению на судах аварийных ситуаций, причины аварий и меры по их предотвращению.
Во второе издание пособия включены новые материалы ИМО, БИМКО, МАКО, другие информационные новинки, имеющие отношение к эксплуатации балкеров, опубликованные в печати в период после выхода в свет первого издания (1996 г.). Коллектив авторов пополнился капитаном дальнего плавания П. Е. Березовским, имеющим большой опыт работы на крупнотоннажных балкерах различных судоходных компаний. Несколько изменена структура пособия, в него включены новые разделы и приложения.
Необходимо отметить, что вследствие ограниченного объема книги здесь не рассматриваются те вопросы безопасности (навигационного характера, противопожарные, членов экипажа), которые прямо не связаны с особенностями конструкции, обслуживания и эксплуатации навалочных судов. Чтобы в какой-то мере восполнить этот пробел, в конце книги приводятся соответствующие контрольные перечни действий и мероприятий (чек-листы), обращение к которым позволит получить представление о необходимых мерах безопасности в различных производственных ситуациях.
При работе над книгой были использованы материалы ИМО, Морского института Великобритании, ведущих классификационных обществ, других морских организаций, публикации авторитетных морских специалистов. В этой связи следует особо отметить многочисленные труды по эксплуатации балкеров члена Морского института Великобритании (Nautical Institute), капитана Дж. Исбестера. Мы также признательны генеральному директору компании Акомарит (Одесса) Лтд. капитану П. К. Пашегору за помощь в подготовке книги к изданию.
Все замечания и предложения, способствующие улучшению содержания книги, будут авторами с благодарностью приняты.
Сайт поддерживает Interlegal